истории. Год 2009. Архитектура и градостроительная политика в Эпоху вандализма.

Вандалы в рясах и без ряс. 340 фотографий старого Минска и этапов его разрушения с комментариями. Архитектура. Город. Политика. Эти и другие вопросы на страницах Сатирического журнала "На тему дня". Юмор и сатира на сайте Aliaksandr Astanevich. 

Авторский сайт Aliaksandr Astanevich

Aliaksandr Astanevich

Авторский сайт

Архитектура. Город. Политика.

 

Главная страница сайта

Это странное слово "Политика"

Проект, который никому не нужен

Город и экология

Фото-альбом

Стихи

Автор о себе.
Книга
I.

Заметки

на полях

Aliaks7

Новый Вавилон. История разрушения Старого Менска.  Фотоальбом.

 

История. Публицистика. Сатира и юмор. Фотоальбомы.

По страницам сатирического журнала ""На тему дня" на сайте Aliaksandr Astanevich".

Оглавление.

Ссылки.

Сноски.

Переходы.

Фотоматериалы.

 

 

 

 

Вандалы в рясах и без ряс!

 

 

От автора.

 

Сегодня публикацией этих фотоматериалов мы открываем страницы новой книги ""Архитектура. Город. Политика" на сайте Aliaksandr Astanevich", анонс которой был опубликован ещё в первом выпуске сайта. И нет смысла объяснять, о чём в ней пойдёт речь. Название книги говорит само за себя.

 

Любая книга, любая история начинается с поминовения. И мы начинаем новую книгу с одной из самых печальных страниц – истории жизни и гибели Старых Городов в Эпоху Вандализма.

Эпоху, когда можно прийти с улицы и, плюхнувшись в огромное кресло, обтянутое чёрной свиной  кожей,  возложить ноги, скажем, на карточный столик Людовика XVI. Купить старый замок, и, установив на его башнях кондиционеры, сделав, как сейчас принято говорить, "полный евроремонт", открыть в нём, пиццерию, которая так и будет называться – Пиццерия "Старый замок". Снести Старый Город, чтобы возвести на его месте невиданных размеров пластиковый супермаркет или автостоянку.

Сегодня мы вспоминаем о Старом Менске, который уничтожается на наших глазах.

 

Нам с детства внушали, что город был разрушен войной. На этом многие десятилетия строилась советская идеология.  Сегодня мы можем в очередной раз убедиться в несостоятельности этого мифа, отделить зёрна от плевел. И сделать это не для того, чтобы сочинить очередные тирады. А для того, чтобы соприкоснувшись с историей разрушения Менска, увидеть возможные пути спасения и развития других старых городов, которых в значительно меньшей степени коснулась рука местного вандала-распорядителя.

 

Война может разрушить крыши, покалечить стены домов. Но остаются улицы и фундаменты этих зданий. Остаётся память и желание возродить Старый Город к новой жизни. И это даёт ему шанс на воскрешение. Так было не раз. К тому же, именно средневековые каменные постройки, возводимые, в том числе, и как мощные для своего времени фортификационные сооружения, и спустя много веков прекрасно показали себя, вынесли, выпавшие на их долю тяжёлые испытания.  

Вандал же разрушает основы: разрушает историческую память, каменнописную историю народа и его культуру. Разрушает то, без чего невозможно любое возрождение: любовь и уважение к своему городу, своей земле и истории. Это та же война, война в условиях мира, война без правил, не такая заметная, но гораздо более коварная и беспощадная по отношению к беззащитным Старым Городам.

Город гибнет не от разрушения его стен, а от простого равнодушия к его судьбе.

 

Зачем нужны Старые Города? Какую пользу они могут приносить? Где та граница нравственности, через которую иногда мы всё-таки вынуждены переступать?

Обо всём этом пойдёт речь и в других материалах сайта. По мере их публикации ссылки на них будут появляться и на этих страницах.

 

Сайт не отступает от своей традиции начинать освещение глубокой истории с истории сегодняшнего дня. И по-прежнему мы максимально, насколько это возможно, сократим комментарии. Зачем лишние слова там, где достаточно просто видеть.  

Но, даже говоря о самом грустном, мы не забываем о сатирической направленности своего сайта.

 

Aliaksandr Astanevich

27.09.2009г.

 

 

 

Оглавление.

 

       Вандалы в рясах и без ряс  (фоторепортаж). 2

Страницы истории разрушения Минска. 2

       Притча о Старом Городе. 3

Книга первая.  Новый Вавилон. 3

  Глава первая.   Падение Низкого Рынка. 3

   Глава вторая.   Лунная лошадь. 5

  Глава третья.    Страна Филаретия. 6

  Глава четвёртая.    Новый Вавилон. 8

Книга вторая.  Последние баталии. 9

  Глава пятая.   Немигские туннели. 9

   Глава шестая.    Преображение Преображенки. 10

  Глава седьмая.    Клюв отечества. 13

  Глава восьмая.    В плену Вандала. 16

Книга третья.  Возвращение в будущее. 18

  Глава девятая.    Каштаны Немиги. 18

  Глава десятая.    Прощай Старый Город. 20

  Глава одиннадцатая.    Судьба Вандала. 23

   Глава двенадцатая.    Возвращение в будущее. 24

       Притча о Старом Городе.  (Окончание) 26

 

 

 

 

         Вандалы в рясах и без ряс.

Фоторепортаж.

 

Страницы истории разрушения Минска.

 

22 Сентября моему шурину Анатолию Паршаку исполнилось бы 60 лет.

Тогда, двадцать лет назад, он был учредителем и главным  инженером одного из строительных кооперативов и мечтал построить завод специальных керамических изделий, необходимых, в том числе, для реставрации старых домов. Мне удалось заинтересовать в этой идее лучших специалистов в этой области Министерства Обороны СССР, некоторых специалистов Госстроя СССР и научно-исследовательских институтов Украины, латышских специалистов, чей опыт в деле реставрации старых городов был особенно ценен[i].


 

И вот тогда, 20 лет назад, стояли мы возле этого самого здания, о котором пойдёт речь в первой главе фоторепортажа, и строили разные планы о реставрации домов Верхнего Города и реконструкции набережной…

А потом выкатились на арену один за другим два русских колобка, и скатились с неё также дружно, друг за дружкой, а за ними уже и другой человек пришёл и сказал: "Жулики". И дело погибло…

 

Вот о том, что после всего этого произошло, наш сегодняшний рассказ. Его так и можно было назвать: "20 лет спустя".

 

Но, какой же рассказ без притчи. Без неё ни одна, даже очень грустная история не начинается. И мы не станем нарушать эту прекрасную традицию.

 

 

 

         Притча о Старом Городе.

(Старая притча на новый лад[ii])

 

 

Жил-был Старый Город в Литве. Давно жил. И всё в нём ладилось…

И оттого, наверное, стали забывать люди дорогу в Храм.

Но вот пришёл в город Филарет. Осмотрел его. И очень ему этот город понравился.

А когда поднялся Филарет на вершину Храмной горы, что в центре города располагалась, в большом запустении нашёл святилище. И очень это его огорчило.

-  Неправильно живёт город, - сказал Филарет, - раз его святилище в таком запустении пребывает.

И решил возродить Храм.

И много сил и лет положил на это.

Очистил он площадь вокруг Храма от всяких прочих строений. Порушил постройки других церквей, что к стенам Храма приблизились. Обновил и сильно приукрасил собственный Храм.

А как завершил он эти работы, вышел на Храмную площадь – весь город лежал перед ним, как на ладони.

- Лепота, - сказал Филарет.

А только заметил, что хоть и лежит перед ним город, как на ладони, а по-прежнему живёт своей собственной  жизнью. И много всяких дорог идёт мимо его горы.

- Все дороги должны вести к Храму, - сказал Филарет.

И как сказал, так и сделал. Снёс все дома горожан, что на склонах горы размещались, и со всех сторон начал сооружать широкие мраморные лестницы к своему Храму ведущие, украшать их цветниками и широкими площадками, ограждать всё это красивыми каменными барьерами и заборами.

Перекроил и переименовал улицы, что когда-то Храм окружали. Развернул к себе дороги. Снёс старые сады, что затмевали его колокольни, и посадил новые сады на их месте. Большие площадки соорудил для торговли мёдом. И ресторации всякие вокруг них поставил. 

А рядом со всем этим возвёл дома и для собственной братии.

Сказочный мир сотворил Филарет на Храмной горе. Новый Вавилон украсил его вершину.

И в центре этой сказочной композиции возвысился Храм Филарета.

Вот только города под ним уже не было…

 

(продолжение следует)

 

 

 

Книга первая.  Новый Вавилон.

 

   Глава первая.   Падение Низкого Рынка.

 

 

Об этом более подробно пойдёт речь в 77-ой главе второй части "Саги о Ясене", которая частично будет опубликована на страницах журнала в ближайшее время. Для тех, кто ещё только начинает изучение истории Минска, сообщим следующее:

Низкий Рынок размещался на берегах Свислочи и Немиги, возле места их слияния, со времени основания города, и постепенно развивался в обоих направлениях рек, а также вдоль обводного канала. В древние времена, когда на город нападали враги, здесь происходили сражения защитников города с неприятелем. А в остальное время кишел базар. И для его устройства не требовалось никаких верительных грамот. Здесь город и деревня сами находили друг друга.

Тут же находился и древний Минский порт. И именно здесь, на берегу Свислочи, и были найдены древнейшие монеты, утерянные древними торговцами или покупателями, о которых идёт речь в Саге.

 

История разрушения Низкого Рынка уходит своими корнями в далёкое прошлое. Во многом это было связано с развитием города, воссоединением храмных и замковых земель, в результате которых территория Низкого Рынка стала центральной частью Нового города. Но и тогда в XIX, и даже в начале XX века трудно было заставить людей изменить своим традициям. И даже исчезнув с карт города, Низкий Рынок продолжал своё существование. Ни пуск конки, ни строгий полицейский надзор не мог воспрепятствовать этому. Во время работы рынка движение конки на многие часы приостанавливалось.

В каком-то смысле Низкий рынок можно сравнить с Красной площадью в Москве. Только размещался он уже не вдоль стен Детинца, а вдоль рек, по которым, главным образом, и доставлялись товары в Менск. Память об этом была увековечена в названиях, прилегающих к этим местам, улиц и набережных.

 

Мы же начинаем историю разрушения Низкого Рынка, как и историю разрушения всего Старого Города, со времён Захария Корнеева, первого Кремлёвского наместника в Менске после оккупации города русскими войсками. Памятник ему с большой помпезностью недавно был установлен белорусскими властями в центре Центрального Детского парка.

Любое разрушение начинается с уничтожения памяти. Вот только, делается это один раз, а продолжается всю оставшуюся жизнь, выливаясь в бесконечные переименования улиц и площадей, строительство и снос ещё недавно возведённых строений. Ведь в основе любого безумия, лежит поражение памяти, и, как закономерный итог всего этого, полный отрыв от действительности и утрата элементарного здравого смысла.

Сегодня в очередной раз Минские градоначальники предоставили нам возможность стать живыми свидетелями этого процесса.

 

         

 

Об этом здании на углу Монастырской[iii], зачем-то переименованной в улицу Кирилла и Мефодия, и Торговой улиц, шла речь в Саге. Именно из него 20 лет назад зачем-то было выселено малое государственное предприятие "Энергия", после чего всё это время здание находилось в бесхозном состоянии, грабилось, пока не приняло настоящий вид. Это один из главных способов разрушения старых городов - лишение старых зданий владельца, обречение на бесхозность, который используется градоначальниками до настоящего времени. Казалось бы, это должно было служить оправданием власти, и этим она постоянно и мотивировала свои решения о сносе таких строений, но на деле – лучшим образом демонстрировало "бесхозность" и безродность самой власти.

Возле бокового входа на стене здания ещё сохранились следы крепления таблички "МГП Энергия" (4).

Раньше здание представляло собой фрагмент сооружений монастыря, образующих замкнутую форму, с прекрасным внутренним двориком. Этому зданию повезло больше всего. Оно единственное сохранилось до настоящего времени. И то потому, что временно используется для бытовых целей строителями, завершающими процесс разрушения исторических застроек Низкого и Верхнего рынков.

Остальным постройкам монастырского двора повезло меньше. Назначение их изменилось давно. А окончательно разрушены они были только сейчас:

 

         

 

И, кажется, даже деревья возмущены этим вандализмом.

А именно здесь, на углу Торговой и Монастырской улиц, на территории бывшего монастыря размещалась первая городская пожарная команда, созданная ещё в 1864 году. Более подробно об этом мы расскажем позже.

Не пощадила судьба и старые монастырские стены, и те, что были восстановлены уже после войны.

 

      

 

Но, только, разрушают их сейчас не коммунисты-безбожники, а новые, обряженные в рясы вандалы.

 

Тогда, двадцать лет назад, стояли мы возле этих самых, тогда ещё целых, стен, и очень восторгался Анатолий качеством кирпича, из которого они были сложены…

 

Это спустя несколько лет президент назовёт кооператоров "жуликами". А знают ли сейчас его вертикальные вандалы настоящую цену одного такого изделия? Не по президентским прейскурантам, а по жизни? По тем прейскурантам, которые составляются мастерами и градоначальниками, знающими толк в реставрации старых зданий и уважающих историю собственных городов? Не про Минск и Москву будет сказано…

 

Может и знают. Быстро вывезли "мусор". Но кое-что оставили за ненадобностью. Заметьте, как тщательно очищен кирпич от раствора:

 

         

 

И даже, если изготовлен он был значительно позже. Нет на нём личного клейма мастера, года выпуска (а такого добра ещё совсем недавно в предостаточном количестве можно было найти на свалках Санкт-Петербурга и Москвы). Если не знает, что такое кладка и забутовка, а просто лежал где-нибудь в углу хозяйственной постройки рачительного хозяина, ожидая все эти годы своего часа. То при простом сравнение с горбатой, разрывающейся на части продукцией второй половины XX-го века, особенно хорошо понимаешь и ощущаешь связь времён – преемственность мастерства.

 

 

"Следы" всех эпох и перестроек, веяний "новой мысли" и простого хозяйского расчёта, отразились на этом маленьком фрагменте пока ещё уцелевшей и неоштукатуренной стены  вдоль улицы, ведущей к Соборной площади.

 

[вернуться в оглавление]

 

 

 

 

     Глава вторая.   Лунная лошадь.

 

Это здание (фотография сверху) не имеет никакого отношения ни к Верхнему, ни к Низкому рынку. Оно размещено в стороне от них, на перекрёстке Богодельнической и Койдановской улиц.

Ещё в 70-е годы вышла книжка Минского строителя и журналиста Михаила Круля с замечательным названием "Лунная лошадь". В одной из вошедших в её состав повестей автор рассказывает о том, что к этому зданию, в котором тогда размещалось Министерство сельского строительства, "до сих пор" водят студентов исключительно для того, чтобы показать, как "не надо реконструировать старые здания".

Но, то ли студенты тугие на ухо попались, то ли не так что-то списали с чужих конспектов, но получилось то, что получилось.

 

Так выглядел район Верхнего Города и Низкого Рынка после сноса построек Замчища в конце 60-х годов:

 

 

 

Ничего из этих построек, окружающих храм Филарета не сохранилось.

На левой фотографии обозначен район застройки улицы Торговая. В центре выделенной экспозиции здание №27, о котором шла речь в Саге и в книге Кириченко "Минск. Десятилетний путь столицы. 1960-1969".

Не лишним будет ещё раз повторить слова Кириченко: "… оно находилось в запустевшем, бесхозном состоянии, пока в конце весны – начале лета 2006 года вообще не было снесено. Сейчас на его месте заканчивается строительства нового объекта, который никоим образом не сможет заменить прежний, аутентичный".

И хотя "бесхозным" оно никогда не было. По крайней мере – де-факто. Плутали здесь местные монахи и дом под своим замком держали, и весь, огороженный высоким забором, двор. Мне же остаётся добавить только то, что никакой необходимости в сносе здания не было. Даже тогда, когда после неумелой реконструкции на его главном фасаде появилась трещина. Добавим и то, что строительство новой пародии на памятник архитектуры XVIII века уже успешно завершено, и можем в полной мере "насладиться" его плодами:

 

      

 

Такой видится архитектура XVIII века современным зодчим, градоначальникам и заказчику Филарету. Тут и слов никаких не подберёшь. Да и не надо. А только смотри и сравнивай с архивными фотографиями и полотнами художников:

 

 

          

 

Но есть на что посмотреть более внимательно:

Мы ещё только вступили на одну из старейших улиц города. И надо отметить, с имитацией других снесённых исторических и архитектурных памятников, о культуре грех в этом месте упоминать, новые хозяева духовной и городской жизни церемонились значительно меньше:

 

      

 

Уже подготовлены первые материалы для новой книги "Что такое цинизм в архитектуре и как с этим бороться", которая выйдет в составе настоящей книги "Архитектура. Город. Политика" в ближайшие месяцы. А нам пришла пора заглянуть в более отдалённые интимные уголки Торговой улицы и оттуда совершить восхождение в новую Страну – Филаретию.

 

[вернуться в оглавление]

 

 

 

 

      Глава третья.    Страна Филаретия.

 

Надо отдать должное мастерству строителей и архитекторов. Их шедевры могли бы украсить любой сельхоз-посёлок в радиусе 500 километров от столицы:

 

          

 

Сладкий мёд – хорош. Но причём здесь Старый Город?

И завершая свой путь по фактически уже уничтоженной Торговой улице, которую самое время переименовать в Мёдоносную, мы, наконец-то, попадаем в маленький оазис.

 

           

 

И хотя и тут не всё благополучно, но только здесь и ощущаешь соприкосновение с живой историей города и его культурой. 

 

Но и тут уже висит замок на воротах:

 

  

 

Да ещё этот странный дом за забором…

 

           

 

И нам осталось только совершить восхождение по одной из этих уцелевших улиц в страну Филаретию.

 

                                 

 

И какое счастье, что здесь пока ещё не поставили эскалаторы.

 

Но и без них дел хватает. Вовсю кипит работа:

 

                  

 

На месте архитектурных и исторических памятников XVIII и XIX веков возводят новые коттеджи для духовных сановников из газосиликатных блоков и пустотелого кирпича.

 

                           

 

И хотя не всего ещё коснулась их рука,

 

         

 

она уже рядом.

 

         

 

И там, где уже дотянулась, украшаются чудом уцелевшие памятники истории и архитектуры пластиковыми окнами со стеклопакетами, металлочерепичными, а то и просто – раниловыми, покрытиями кровель, кондиционерами, мансардными окнами, сайдинговыми обшивками стен, пластиковыми поручнями, отливами, наличниками, карнизами, розетками, и прочими "архитектурными" премудростями, о которых и мечтать не мог прежний монах.

 

            

 

И из-за всего этого уже выползает грозный законодатель всех реставрационный мод – воздвигнутый на месте снесённого в 1950 году Доминиканского Монастыря новый Дворец Республики.

 

[вернуться в оглавление]

 

 

 

    Глава четвёртая.    Новый Вавилон.

 

Вот и вступили мы в обетованные Минские земли.

Когда-то путь к ним лежал через Соборный сквер, который ещё называли Городским. Уже и не скажу, кто и когда его основал. Но только когда и здание Ратуши ещё не мешало Московским губернаторам, он уже был.

И стояли в нём в разное время разные памятники, удовлетворяющие власть композиции. Но только и они никому не мешали, а когда на смену им пришёл фонтан, то и против этого никто не был, потому, что сам сквер был как зелёный фонтан на пути к Соборной площади.

Здесь всегда было уютно. И ещё до недавнего времени здесь было много художников, и целые художественные галереи открывались на аллеях сада каждое утро.

 

            

 

Но только зачем нашим градоначальникам деревья и художники среди них обосновавшиеся. Одни мусорят, а другие – неизвестно ещё что изобразят. Вот и решили две проблемы одним махом – снесли Соборный сквер. А на его месте уже установили свои собственные шаманские символы:

 

        

 

И, чтобы оправдать это кощунство, сказку сочинили, будто бы восстановили они на прежних местах городскую Ратушу, которую другой градоначальник ещё в середине XIX века снёс,  и гостиницу "Европа". Но, только, враньё всё это. И Ратуша и "Европа" на других местах стояли и скверу никак не мешали. Места их заняли автостоянка и путепровод Ленина-Победителя.

На этом месте, где сейчас стоит гостиница "Европа", раньше было здание первого городского театра. Сначала оно было двухэтажным, потом трёхэтажным, затем четырёхэтажным, а в 1979 году его и вовсе снесли. Но обо всём этом более подробно мы расскажем в "Саге о Ясене".  

А как восстановили исторические и архитектурные памятники – смотрите сами. Здесь даже количество этажей посчитать забыли. Не то, что габариты, пропорции, прочие архитектурные изыски соблюсти.

Про Ратушу и вовсе сказать нечего. Не знаю, как наши предки к этому отнеслись бы. Не пожгли бы кого на кострах…

 

И всё бы хорошо, если бы не здесь, в историческом центре, где каждый метр земли, как утверждают археологи, на весь золото. Но что им до золота.

"Новые сады" возвысились на Храмной горе:

 

            

 

Украсили улицы Нового Вавилона красочные палисадники:

 

            

 

Воздвиглись вокруг храмов новые сиротские приюты и харчевни для сирых и убогих:

 

            

 

Приукрасились очищенные от исторического наследия земли Нового Вавилона.

 

Выросли на них новые сельхозпосёлки для местной братии с диковинными башенками и всем таким, без чего жизнь современного монаха не в мёд (1, 2). И вознеслась над всем этим рука учителя (3):

 

            

 

Вот только Старого Города под ним уже не было (4).

 

 [вернуться в оглавление]

 

 

 

 

Книга вторая.  Последние баталии.

 

А в стороне от воздвигнутого Нового Вавилона, за путепроводом Ленина-Победителя, не смолкают уже другие баталии. Со всех сторон сразу обрушились вандалы Минского градоначальника на последние, чудом уцелевшие исторические застройки Преображенской улицы, Немиги и Раковского предместья. Уже готовятся праздничные реляции ко дню перевыборов действующего президента о досрочном уничтожении исторических застроек, истории и культуры древнего города.

Здесь Лужков отдыхает. Тут никому и ничего доказывать не надо. Достаточно просто ходить и смотреть по сторонам.

 

 

 

      Глава пятая.   Немигские туннели.

 

Наступление на Немигу началось стремительно и по всем правилам военного искусства.

 

         

 

Обступили с двух сторон и на левом фланге уже одержаны первые сокрушительные победы.

Вот только первенство здесь по-прежнему остаётся за зданием "Белпромпроекта" (последнее здание, возвышающееся над всеми остальными, на третьей фотографии, вверху), возведённом ещё в 1969 году. Сорок лет ожидало оно подмоги от братьев.

Раньше на этом месте располагались городская усадьба XVIII века, синагога другие культовые и исторические постройки.

 

         

 

За конструкциями новостроек на правом крыле видны пока ещё уцелевшие здания старого города на Койдановской улице. И кажется только это дерево (фотография справа, вверху) и пытается ещё защитить последнее, чудом пока уцелевшее старое здание на Немиге от наступающих на него с двух сторон городских вандалов.

 

         

 

Проявили себя и первые персонажи нашей книги "Что такое садизм в архитектуре и как с этим бороться". И почётное звание "Кавалера "ордена Лунной лошади"" им обеспечено. А за ними ещё просматривается памятники старины, многие из которых уже начали приобретать мало узнаваемые формы и черты.

 

         

 

Вовсю идёт бойкая торговля бетоном, под который готовы закатать всё, что угодно, и возвысились башенные краны в центре Преображенки (4).

 

Но прежде, чем перейти туда, задержимся на этой небольшой, в два квартала, улице. Она этого заслуживает. Ведь именно отсюда, от Немиги и началось официальное летоисчисление города. И хотя с историками можно поспорить, но этим мы займёмся позже, в разделе сайта "История", Немига, как никакая другая улица прекрасно демонстрирует всю ту логическую цепочку разрушений, о которой мы писали раньше: разрушение исторической памяти – уважения к городу, понимания его – утрата ощущения реальности и простого здравого смысла.

Сначала упрятали в подземные коллекторы реку. Затем, запихнули в тёмные, петляющие туннели пешеходов. И наконец, взяли в мощные каменные кандалы и саму улицу:

 

         

 

И все эти новые громоздкие сооружения возводятся на самом проблематичном участке одной из главных магистралей города, но которой уже давно длительные заторы и пробки в часы пик являются обычным явлением:

 

      

 

Каждый из возведённых здесь домов мог бы украсить любой район Минска. И здесь, как нигде очень хорошо ощущается общая беда градостроителей последних десятилетий – полное отсутствие ощущения времени и места. И один общий рок довлеет над всем этим - государственный заказ.

Обо всём этом и пойдёт речь уже в следующем году на страницах журнала "Город. Архитектура. Политика".

 

[вернуться в оглавление]

 

 

 

     Глава шестая.    Преображение Преображенки.

 

Итак, мы вступаем на одну из старейших улиц города – Преображенскую улицу. Сейчас это улица Интернациональная, а раньше она называлась Октябрьской, Крещенской (за площадью Свободы), Преображенской (до площади Свободы), частично Волоцкой и частично Зборавой (затрудняюсь сказать, как точно это переводилось на русский язык, слишком много совершенно разных значений у этого слова). В честь неё Центральная площадь была переименована в Октябрьскую.

Здесь находились Городская Дума, Женский Преображенский монастырь, приглянувшийся местным чекистам, старейшие каменные здания мужского Доминиканского монастыря (1605 года). Между ними - первый городской театр и крупнейшая гостиница "Европа", с прекрасными номерами, гостиница "Мачиз". Чуть дальше – открытая эсеровцами первая публичная библиотека, покой которой бдительно охранял местный городовой. И вдоль всей улицы - многочисленные исторические и культурные центры, большое количество маленьких частных гостиниц на 10-20 номеров, уютных рестораций и магазинов. И, конечно же, -  главная достопримечательность города – Тюремный Замок, через который прошла вся его история за последние два века, и первое пожарное депо.

 

Вот от него мы сейчас и начинаем свой путь по этой маленькой, но удивительной и так много чего в себя впитавшей улице.

 

               

 

Находясь в стороне от главных центров города: Замчища, Соборной площади, Нового Города, Преображенская улица не стремилась ввысь, не рвалась на освоение новых просторов. Но неся в себе черты монастырской уединённости, умиротворённости, негромкого, но радушного гостеприимства, так необходимых разместившимся здесь монастырям и маленьким частным гостиницам, не забывала подчеркнуть свою собственную значимость и самодостаточность.

 

            

 

Этому участку улицы, размещённой между Городским Валом и Богодельнической улицей, повезло значительно больше, чем другим её участкам. Здесь сохранилось более половины строений, существовавших в начале  XX века. В гораздо большей степени разрушению подверглась продолжившая её  Крещенская улица, от строений которой практически ничего не осталось.

Но и здесь, на Крещенской улице ещё есть, что посмотреть. И чтобы сделать это, переместимся от Западного Городского вала к Восточному – на Плавскую улицу.

 

Городской Вал был срыт после оккупации города по указания русского губернатора Захария Корнеева, от которого мы и ведём историю вандализма. Название своё улица получила от находившихся здесь первых в городе Плавских бань, размещавшихся северо-восточнее перекрёстка Плавской и Крещенской улиц. Крещенская улица начиналось от пересечения с Садовой.

Ни Плавских бань, ни улицы Садовой, ни соединявших их участка Крещенской улицы не сохранилось. Сейчас здесь размещается сквер Янки Купалы. Не сохранились и здания бывшего реального училища, городской управы, и первого в Минске Учительского института, других исторических, культурных и архитектурных памятников. И вот за этим красивым жёлтым зданием (1) и берёт своё начало современная Крещенская улица.

 

          

 

Минуя злачные, ничем уже не выразительные места, прогуляемся по дворам Плавской улицы и проспекта Независимости:

 

            

 

И выйдем к месту воссоединения Крещенской и Преображенской улиц (3, 4, внизу):

 

            

 

Ещё раз оглянёмся на принявшую новое обличие Торговую улицу (1, вверху), заглянем через арку в новые "Соборные сады" Верхнего Города (2), и продолжим путешествие вдоль сохранившихся с северной стороны улицы старых строений Преображенки:

 

         

 

Большинство сохранившихся домов Преображенской улицы уже не узнать. Но даже в сильно реконструированном виде они продолжают сохранять в себе черты и атмосферу старого города, постепенно приближая нас, по мере продвижения с запада на восток, от монастырской скромности к Соборному величию.

Но сами здания, не то, что только его фасады, это всего лишь каменные страницы истории города. А жизнь этих домов определяют их дворы.

И именно это, в большинстве случаев, и скрыто, уничтожено и продолжается вандально уничтожаться в современном Минске, утрачено навсегда, сведено до примитивизма, который чиновники гордо называют государственным стандартом.

О стандартизации мы поговорим позже. А пока, вновь продвигаясь по Богодельнической улице, заглянем туда, куда ещё возможно заглянуть:

 

      

 

Следы всех наслоений и реконструкций отразились на внутренних, скрытых от улицы, фасадах замечательного здания – Кафедрального католического костёла (1709). За ним располагался дом русского губернатора. И скромно выступающее из-за богатого убранством собора трёхэтажное здание (2) словно бы готово принять нового Московского наместника.

А пока, рядом с этим местом, будто сторожа его, гнездится хорошо известное горожанам посольство Российской Федерации.

 

      

 

Оделись в железные кольчуги каменные простенки ещё одного исторического и архитектурного памятника (1). А расположившееся рядом с ним другое, похожее на него, здание уже обрело свою новую жизнь (2, 3).

И всё это обнесёно так полюбившимися вертикали белорусской власти металлическими заборчиками и оградками.

Во всём этом чувствуются любовь архитекторов и умение строителей. Словно куколки украшаются и обряжаются в новые наряды старые здания. И всё это прекрасно. Но только нет здесь главного для любой исторической застройки – нет здесь истории, нет культуры и духа города XVIIXIX веков.

И нет дворов.

 

  

 

Преобразилась Преображенка. Посветлела.

И посветлели фасады её домов, обретших своё новое назначение в жизни старого города, став, как и другие уцелевшие фрагменты старого горда, декоративным украшением экзотических автостоянок городских сановников.

Но и над всем этим уже угрожающе занёс свой клюв башенный кран.

 

 

И как прежде возвышается над Преображенкой, вторгшийся в её пределы, оборвавший её плавное, размеренное течение, законодатель новых мод – Городской Монстр.

 

[вернуться в оглавление]

 

 

 

      Глава седьмая.    Клюв отечества.

 

Городским монстрам прошлого, настоящего и ближайшего будущего будет посвящён отдельный раздел книги "Архитектура. Город. Политика", первая страница выйдет уже в этом году после публикации "Саги о Ясене". А сейчас вернёмся в исходную точку нашего путешествия по Преображенской улице – к зданию первой городской пожарной службы.

Здесь, на этом перекрёстке с Городским Валом, фактически оборвалось плавное течение Преображенской улицы (1):

 

         

 

А вот и наша первая "пожарка".

Пожарная служба города была создана в 1864 году, и первоначально размещалась на углу Торговой и Монастырской улиц, откуда мы и начали своё путешествие в Старый Город в первой главе. В этом году её крепкие сооружения были варварски уничтожены. Вторая служба была открыта в Серебрянке (только не надо смотреть современную карту города, запутаетесь) в 1911 году. В этом здании на фотографии, построенном в 1885 году по инициативе Минского вольно-пожарного общества (с 1876), разместилось первое пожарное депо. Позже отдельное депо было построено на Дементьевской улице. Все пожарные службы размещались вдоль не знавшей ещё бетонных оков реки Немига.

Но вернёмся к нашему зданию.

Если появлению врезавшихся в здание красных ворот ещё можно найти какое-то логическое объяснение: и врезались они вглубь здания, размещены со стороны бокового фасада, и не нарушают главный фасад исторического и архитектурного памятника, то появлению уродующей здание красной шапке с окнами никакого разумного объяснения найти невозможно. В рядом расположенных, существующих и сносимых, зданиях большая часть помещений сдавалась и сдаётся в аренду кому ни попадя. И в них вполне комфортабельно могли бы разместиться службы пожарного управления.

У нас ещё будет возможность в конце этой главы заглянуть во двор этого исторического и, хоть и изуродованного, но архитектурного памятника. А пока, заглянем за угол.

И здесь уже вовсю широту души орудует новый вандал:

 

            

 

Новое лицо приобретают чудом ещё сохранившиеся памятники XVIII – начала XX века на Городском Вале, Преображенке, Богодельнической, Крещенской, Койдановской и Серпуховской улицах, в Раковской слободе. И нет смысла ещё раз приводить уже продемонстрированные фотографии. Современные металллопрофиль, пластиковые окна, европакеты с зеркальными стёклами, мансардные окна, хромированные поручни, кондиционеры, сайдинговые покрытия, причудливые козырьки и вставки на фасадах, и всё такое прочее, без чего наши предки в XVIII – начале XX века никак не могли обойтись, стали их главной отличительной чертой.

 

            

 

Исторические районы застройки превращены в самые заурядные, третьесортные по своему оформлению современные коттеджные посёлки.

 

      

 

И завершает эту маленькую коллекцию панорама Раковского предместья (2, вверху), экскурсию в которую нам ещё предстоит совершить в будущих выпусках. На его южных границах завершил своё наступление на город Нижний Рынок. И здесь вовсю кипит работа. Утепляются фасады памятников старины.

Такая вот она "забота" – забота вандала.

 

Как на дрожжах растёт и ширится клуб "Лунной лошади":

 

           

 

И уже ничего в этих зданиях, поражённых "новаторской мыслью", не выдаёт признаков старины.

А вот этот голубой клювик (1, 2, внизу) протянут в сторону разместившегося напротив, уважаемого мною УП "Минскградо" (3):

 

      

 

Такой видели архитектуру XVII – начала XX предшественники наших вандалов:

 

         

 

А такой видят её вандалы современные:

 

         

 

Даже в этом вандализме наблюдается полная деградация мысли, утрата ощущений места, времени и пространства.

А может, это и есть их пространство? Их время? Их эпоха - эпоха Вандала? И шпиль этот, гордо вонзившийся в голубое небо, свидетельство её торжества и незыблемости?

 

            

 

Рушатся старые дома:

 

         

 

И на их месте возводятся новые градоначальнические представления о Старом городе:

 

         

 

Вырастают новые пристройки к памятникам архитектуры и истории:

 

         

 

Могло ли подобное кощунство над зданием первой пожарной службы (4) и другими зданиями Старого Города быть совершено ещё 20 лет назад? Могло, конечно. И не такое совершалось. Но никогда ещё кощунству не придавался такой откровенный пафос и яркая красочная выразительность: да, дурак, а что поделаешь? Жизнь такая. И тут крыть нечем.

Архитектура – это всего лишь выражение сути времени, его душевного состояния и устремлений.

 

И всё могло быть иначе, если бы десятую долю тех запретов, что было обращено властью на реконструкцию личных домов коренных минчан, было обращено на похабящую город реконструкцию зданий, составляющих достояние истории и культуры города. Но только, именно человек в системе современной власти и стал совершенно лишней составляющей, "слабым звеном" в современной градостроительной политике. Новые времена – новые интересы и веяния.

Новая, парсючково-провинциальная жизнь обретается в центре большого города. И эти острые пики на заборе – это уже не шутка (2):

 

      

 

И эта грозная вывеска на воротах, от которой так хорошо веет временами татаро-монгольским нашествия,  – ответ власти своим горожанам. Вот, только, знаки препинания перед обращениями к гражданам надо ставить.

А с другой стороны, кто ходит на эти стройки, кроме градоначальников?..

Архитектура – это зеркало власти.

А власть мечется в поисках себя и своей славы.

 

И кто знает, не придёт ли в голову через год-два какому-нибудь высокому сановнику светлая мысль: снести весь этот навороченный Клондайк, с ещё сохранившейся местами исторической застройкой, и возвести на его месте огромнейший, достойный нашего президента супермаркет, перед которым не то, что Дворец Республики, все супермаркеты мира отдыхают.

Возвести, так сказать, Клюв Отечества.

И, согласитесь, верится в это легко и просто.

 

[вернуться в оглавление]

 

 

 

 

  Глава восьмая.    В плену Вандала.

 

Но вернёмся на Преображенскую улицу, и отсюда, от пересечения её Богодельнической улицей переместимся в главный эпицентр бедствий на Койдановскую улицу, откуда простираются во все стороны клювы башенных кранов. Когда-то эта улица завершалась Койдановским трактом, на котором позже выделились Московская и Ново-Московская улицы.

 

      

 

И попрощавшись с Преображенкой (1) и Богодельнической улицей (1-4), с несколькими чудом уцелевшими на ней старыми и не очень старыми постройками, снова переместимся в Верхний Город.

 

            

 

Таким открывается вид с бывшей Соборной площади на Койдановскую улицу (1, вверху).

 

            

 

Всё та же устремлённость к Соборности по мере продвижения с запада на восток.

 

            

 

Только выглядит она более разношёрстно, что так  свойственно купеческим улицам. Ведь в несколько десятков метров от этих домов когда-то свободно, без всяких коллекторов, текла легендарная Немига, задающая здоровый тон жизни всему Нижнему Рынку.

 

            

 

Когда-то, согласно легенде, на Немиге сошлись интересы четырёх князей. А сегодня – интересы большого "бизнеса", высокого сановничества, огромного невежества и непревзойдённой глупости.

И кто бы мог подумать, что на этом осиротевшем, маленьком, ничем не нарушающем гармонии улиц Старого Города, пока ещё открытого Солнцу и дышащего уютом, здании сойдутся клином их интересы:

 

 

Вот на этих, окруживших его с трёх сторон, котлованах завершится современная история Койдановской улицы, Нижнего Рынка, Немиги, завершится каменнописная  история Старого Менска.

Откроется новая страница хроники великохамского похода на историю города и его народа.

______________________________________________

 

И тут уже вовсю кипит работа:

 

            

 

И судьбу этих зданий уже не трудно предугадать:

 

         

 

Но и на них уже надвигается волна новых замыслов вандала-распорядителя (4, сверху).

 

Уже понятно, зачем выпущена кирпичная перевязка швов в заново возведённой из пустотелого кирпича стене этого дома (1, снизу):

 

            

 

и какая участь ожидает каждое из этих упрятанных за решётку строений Старого Города (2-4).

 

Сколько исторических тайн ещё хранила эта по-хамски перепаханная земля?

 

      

 

Что может знать об этом вандал.

Новый лавочник- распорядитель, временщик пришёл на древние земли Верхнего и Нижнего рынка.

 

      

 

И из этих пут уже не вырваться перепудренным на новый лад старым домам (1-2, вверху).

 

  

 

Старый монстр, ветеран борьбы с Менским детинцем (2, сверху, на заднем плане), торжествует свою окончательную победу над Старым Городом.

 

 

_________________________________________________

Единственно приобретённый за последние годы богатый опыт коттеджного строительства для высоких сановников духовного и мирского сословия, обрушился на культуру старого города и уничтожил её. Рухнул Старый Город.

Только было уже это не в холодную зиму 1067, а в засушливое лето 2009 года.

Но всё там же – на берегах Немиги.

 

[вернуться в оглавление]

 

 

 

Книга третья.  Возвращение в будущее.

 

 

        Глава девятая.    Каштаны Немиги.

 

Это не зима и, даже, не глубокая осень. Это август на улицах Минска.

Август на одной из главной магистралей столицы, маленький промежуток которой в историческом центре города получил название улицы Немиги:

 

         

 

И эти назревшие, обвисающие ветки каштаны свидетельствуют о том, что и не думали деревья гибнуть в разгар лета. И наоборот - очень хотели жить:

 

  

 

Каштаны Немиги прощаются со Старым Городом, с его каменнописной историей. Его очертания навсегда скрыты от них возвысившимися над Немигой вандальскими новостройками. Они хорошо видны отсюда, с места, где когда-то встречалась Немига с Койдановской и Загородной улицами. Той самой Загородной, а позже – Обувной улицей, которая в 1980 году, будет цинично переименована в улицу крупнейшего разрушителя исторического центра города – Короля. И напротив которой и возвысится над Старым Городом один из первых городских монстров.

 

Сюда ещё не дотянулась в полной мере рука современного вандала. Было кому поработать до них. И там, за их спинами ещё чудом сохранились навевающие тоску по прошлому пара уютных двориков:

 

            

 

И над крышами их домов отчетливо просматриваются венцы уникального памятника истории, архитектуры и культуры города, как бы парадоксально это не звучало, воздвигнутого здесь в 1825 году, ровесника декабристов – Тюремного замка, прозванного в народе просто Белым Замком.

Он до сих пор продолжает исправно исполнять свои функции. Чего не скажешь о стенах одной из башен. Слишком долго решалась его судьба: снести ли его вовсе или реконструировать в гостиницу для богатого Буратино-романтика. Хотя каждому Минчанину, любящему свой город с первого дня было ясно – настоящий музей истории города и государства.

И вот, пока шли долгие споры, стену башни обрушили. Так легче, наверное, списать этот памятник начала XIX века с баланса города, снести и возвести на его месте очередные, так полюбившиеся вертикали президентской власти, торговые и развлекательные комплексы.

 

            

 

Но и здесь уже появился первый боевой отряд Вандала. И скоро этот памятник архитектуры навсегда будет скрыт с глаз горожан и гостей этой самоуничтожающейся столицы.

Торопится хам-разрушитель. Словно боится чего-то не успеть…

 

А от этой уцелевшей стены Белого Замка на Серпуховской улице и начиналась раньше старая Преображенка:

 

 

Это уже вид на саму Серпуховскую улицу со стороны Нового города, вид на городского монстра, воздвигнутого напротив улицы Короля прямо на Преображенской улице,

 

               

 

и те немногочисленные здания, которые ещё чем-то напоминают об истории города:

 

         

 

Но и здесь не обошлось без того, чтобы на их замечательных фасадах не вставил своё слово очередной "новатор" (4).

 

А там, на другом конце Немиги, в тесном окружении ничем не выразительных, безвкусных, хоть о вкусах и не спорят, архитектурных форм, всё ещё гордо возвышаются стены Соборной церкви монастыря Святого Петра и Павла, которая сначала были отлучена от Немиги, а сейчас, и это уже навсегда, отлучена от стен давшего ей приют Старого Города:

 

  

 

Когда-то её отделяла от кварталов Койдановской улицы живая река, а сейчас – каменная стена равнодушия к истории города и элементарного невежества.

____________________________________

 

На берегах упрятанной в подземные коллекторы реки сохнут Немигские каштаны.

А эти две, не совсем удачные, фотографии были сделаны на несколько дней позже. И на них уже другие каштаны.

 

  

 

Те, которых не коснулась ещё рука хама-распорядителя.

 

[вернуться в оглавление]

 

 

 

 

    Глава десятая.    Прощай Старый Город.

 

А дальше – за церковью монастыря Святого Петра и Павла между поглотившим Школьную и Замковые улицы путепроводом Ленина-Победителя и набережной Свислочи с 60-х годов прошлого века лежит чистое, пока ещё почти ничем застроенное поле, уже совершенно непонятно почему названное площадью 8 марта.

Отсюда, от стен снесённого Менского детинца начинал своё развитие Нижний Рынок. Тот самый рынок, который задыхаясь на этом маленьком пространстве, продлевая свои территории на юг, запад и восток, сначала расширит пределы Старого Города, пределы городских притязаний, а затем уже и сам рухнет под мощным ударом выращенного и вскормленного им городского Вандала.

 

   

 

Здесь возник и отсюда начал расти во все стороны Старый Город. Здесь врезались в стены Менского Замчища бульдозеры Короля, кроша и сметая на своём ходу многовековую историю и культуру целого народа. И сегодня новые вандалы здесь же торжествуют свою окончательную победу над Нижним Рынком и культурой древнего Менска.

 

   

 

А это уже цена этих торжеств. Десятки жизней детей и сотни искалеченных человеческих тел и судеб, принесённых в жертву устраиваемым местными властями города перед стенами вознёсшегося к небу Нового Вавилона пьяным пивным шабашам по случаю праздника "Дня города".

И словно бы, упрятанная в подземные коллекторы Немига прибрала к себе жизни этих невинных детей. Прибрала, чтобы выплеснуть их в воды Свислочи, Березины и Днепра, Чёрного и Средиземных морей, и уже дальше – в обивающие берега материков воды Атлантического океана. Подальше от стен, отрёкшегося от своей истории и культуры города.

Всего несколько метров не хватило Немиге, чтобы сделать это открыто. И кто знает, если бы на месте этого подземного перехода стоял, маленький мост через Немигу, может быть, этих жертв и не было вовсе. По крайней мере – в этом месте и в этот день. И это был бы уже совершено другой город: с другими улицами и новыми набережными.

 

Чуть позже их число пополнят жертвы уже другого праздника республиканского масштаба, устроенного чуть дальше, на костях разрушенной Татарского Предместья, возле "парка Победы".

 

        

 

А на том берегу Свислочи хорошо видны уцелевшие кварталы Троецкого предместья. И хотя фасады его домов вылизаны до неузнаваемости, всё-таки они сохранились. И панорама нового города здесь нисколько не унижает достоинство Старого (1, сверху).

 

            

 

А за берегом упрятанной под землю Немиги возвысился, очистившийся уже от окружавших его памятников истории и архитектуры, обильно обросший новыми собственными постройками Новый Вавилон.

 

              

 

За его спиной (1, сверху) просматривается чёрная плита законодателя новых архитектурных мод – Дворца Республики.

А на крыше приютившегося рядом с церковью строения (1-я в верхнем ряду), чем-то напоминающего торговые ряды, архитекторы умело приютили вершинку маленькой Вавилонской башни.

 

         

 

Выросли вокруг Храма новые харчевни. Распустились новые сады.

 

         

 

Выросли на руинах Старого Города и снесённых скверах красочные свалки.

 

Новые виды открылись на Торговую улицу:

 

      

 

и архитектуру XVIIIXIX веков.

 

Расчистилась старая улица под новые торговые палатки:

 

         

 

И всё тот же вопрос: сколько таен ещё хранила эта изрытая бульдозерами земля?

 

 

Нет больше Старого Города.

 

И некуда больше поехать на этой замечательной коляске:

 

 

Даже лошади не узнают то место, где ещё недавно был Соборный Сквер.

 

 

А мимо течёт река, не узнавая своих берегов.

 

И пора уже вносить коррективы в эту вывеску:

 

  "Здесь был Верхний Город…".

 

А рядом сидят охранники его старины:

 

      

 

Но видно у них какая-то своя, собственная, не известная нам спадчина.

 

А здесь, что же…

 

   Здесь забор и злая собака!

 

  Как это всё по-президентски.

 

Так что, прости Старый Город!

 

  

 

И прощай!

 

[вернуться в оглавление]

 

 

 

 

    Глава одиннадцатая.    Судьба Вандала.

 

Весёлое и грустное, трагическое и до смешного глупое, всё смешалось на этой земле и задало тон нашему повествованию. И только вандализму нет противовеса. Это как превалирующая сила современной политики города и государства, в которой нет уже места человеку, его заботам и устремлениям. Нет места Старому Городу. Есть только неискоренимое желание властвовать и решать чужие судьбы. Кому как жить. Кому жить, а кому не жить на земле своих предков. О чём думать, сколько есть мяса, и как дышать. Это мир, где коммуникабельность давно заменена коммунальщиной, а коммерческие интересы новой элиты поставлены выше общественных интересов, выше культуры, науки, элементарного здравого смысла и обыкновенной порядочности.

И поэтому – могло ли быть иначе?

 

Так кому помешал Старый Город?

 

Разложите на полу карту современную Минска, положите в центре её свой палец. И под вашим пальцем скроются очертания всего Старого Города, его Замчища, Низкого рынка, Верхнего Города, Татарского предместья, Раковской слободы... Скроются Немигская, Койдановская, Преображенская и другие улицы Старого Города. 

А сейчас посмотрите на свой палец и на разложенную на полу карту. 

 

Все доводы Короля о необходимости прокладки нового путепровода через Замчище настолько же смешны, насколько глупы и абсолютно безосновательны. И это хорошо понимал каждый, принимающий в то время решение о строительстве новой Парковой магистрали.

Обо всём этом более подробно поговорим позже. Сейчас же достаточно констатировать тот факт, что современное вандальское уничтожение последних очагов исторической застройки стало логическим завершением процесса установки в Центральном детском парке памятника Захария Корнеева. Человека, который как никто другой хорошо понимал, с чего начинается уничтожение исторической памяти порабощённого народа.

Именно со старых стен начинается первое живое восприятие своей истории. От прикосновения к ним рождается чувство сопричастности. И именно это всё зализывается и уничтожается в государстве, называющем себя суверенным и независимым.

 Что это? Мазохизм? Лицемерие? Глупость?..

 

Слишком много вопросов, чтобы дать на них однозначный ответ. Всё смешалось в этом доме:

 

Не обеспечена пропускная способность улиц. И загромождается центр города новыми административными и коммерческими центрами.

Не хватает ширины улиц. И надвигаются на неё новые дома.

Не хватает парковочных мест. И идёт варварское уплотнение застройки.

Не хватает квартир. И сносится частный сектор.

Задыхаются старые коммуникации. И подключаются к ним новые объекты.

Нет базовых площадок для развития малой авиации. И сносится прекрасный аэропорт "Минск-1" и юношеская учебная школа в Боровлянах.

Ухудшается экологическая обстановка. И травятся городские деревья, уничтожается защитная зелёная крона города.

Нет нормальных подъездных и парковочных площадок. И возводится гостиница "Европа"…

 

Что это? Вредительство? Цинизм? Последний крик идиота? И последний ли?..

 

Всё очень просто в этом мире. Хам всегда должен быть в центре. В центре города. Событий. Внимания. Любви.

Так было и так будет всегда. Это диалектика хамской жизни, и суть её идеологии.

 

Именно, диалектика. Ведь хамство – это не ругательное слово, как утверждают лингвисты, составители словарей, низводящие его значение до уровня обыкновенного грубияна и неуча. Если сегодня каждое слово, получившее негативную оценку в обществе, мы начнём объявлять ругательным, то завтра не останется языка, на котором мы могли бы говорить.

Хамство – это образ мысли и действий. Древнейшая наука, обросшая многотомными "научными" трудами. Своя собственная выработанная культура вести диалог между властью и обществом, начальником и подчинённым. Это целая система мировоззрений. Система устройства государственной власти, управления детскими учебными заведениями, семьёй, городом, обществом и производством, система отношений власти к человеческим и общественным ценностям.

И именно на последнем, не вдаваясь в длинные дискуссии, мы и фокусируем внимание в нашем репортаже.

Это диалектика хамской жизни, отвергающей общечеловеческие и общественные ценности, и насаждающей свои собственные представления об общественном благе. Это система подменны одних ценностей другими, отвечающие интересам нового государственного устройства. Это система ретуширования истинных проблем созданного ею "нового" общества. Это явление самодостаточное: само в себе живущее, само себя услаждающее и само себя обеспечивающее.

 

И здесь всё тот же вопрос – вопрос цены. А цена вопроса вертикали власти, та же, что и русского вопроса.

И с этим уже ничего не поделать.

_________________________________________

 

А только едет себе такой Градоначальник в машине, окружённый эскортом охраны, по путепроводу мимо лугов, на которых когда-то стоял Старый Город. Едет. Думает о чём-то своём, семейном. А то вздохнёт вдруг тихо, про себя:

- Отчего же плохо так всё?

Выглянет в окно, на отдающих ему честь боевиков группы "Свислочь". Вздохнёт тихо ещё раз. Да и решит построить ещё один торговый комплекс.

__________________________________________

 

И, наверное, эти самые луга, на которых когда-то стоял старый город, и есть то самое лучшее, что досталось нам от прежнего вандала,

 

        

 

что ещё можно и нужно сохранить.

 

[вернуться в оглавление]

 

 

 

 

     Глава двенадцатая.    Возвращение в будущее.

 

Есть в белорусском языке замечательное слово, которому нет аналога в русском, да и во многих других языках мира. Слишком много оно в себя вбирает. Нет ему синонима. Это архитектурное, культурное, духовное наследство общества. Это история, судьба и многовековые традиции целого народа. Это жизнь народа, основанная на уважении к памяти и труду своих предков. Это уважение к земле, на которой живёшь….

Трудно описать и выразить простыми словами всю значимость одного этого слова – спадчина.

 

Для сатирика оно драгоценно вдвойне. Потому, что именно только это слово самым удачным образом распадается на две составляющие, выражающие суть любой сатиры и его многовековую мечту: спад чина.

 

И именно его, это слово, водрузила в своё название служба Минского градоначальника, расположившаяся в самом центре всей этой вакханалии. Поближе к событиям, так сказать.

Любит это, да и другие слова: независимость, город, человек, - употреблять и белорусский президент, и члены его вертикали, и агитаторы БРСМ. Но только, слова – это одно, а фотоматериалы – прямо противоположное.

 

Да не нужно никакой агитации вообще. Не нужны президентские пробежки, БРСМ-овские проскачки в мешках по улицам Старого Города, там, где достаточно одного соприкосновения с живым камнем. Всё очень просто в этом мире…

Есть такой старый камень, одно прикосновение к которому дает ощущение сопричастности с историей своего, да и любого другого народа, гостем которого ты являешься. И именно на этом камне строится политика многих европейских государств, опытом котором так дорожит белорусский президент. Тех самых государств и мэрий, в основе государственности которых лежит Старый Город.

 

Вот только некому и незачем сейчас это объяснять. Высока вертикаль…

 

А всё-таки, это наш город. И нам в нём жить, как бы нас из него не просили…

____________________________________________

 

И вот когда спадут чины и вернётся спадчина, загрохочут кибитки по булыжным мостовым, обретшим своё прежнее лицо улицам Старого Города. Возобновится движение конки от Добрых мыслей, мимо Белого Замка до Троицкого предместья. Распахнут свои двери маленькие лавочки, наполненные нужным горожанам товаром. Появиться много маленьких уютных кафе на первых этажах и в подвальчиках старых домов, где просто можно будет тихо посидеть при свечах за чашкой ароматного необеспложенного кофе, с не пугающей наповал ценой. Откроются свои двери маленькие, на пять номером гостиницы с приветливыми хозяевами, и первый Минский театр. Вырвется из своего заточения на поверхность, Немига, ограненная новыми набережными. Вновь зашумит возрождённый Соборный Сквер с новым фонтаном. Возродиться старый Минский порт на Свислочи и поплывут от него в разные концы города речные трамвайчики. Наполнятся живыми голосами и детскими радостными криками старые улицы. И всё здесь примет свои прежние очертания и значимость…

Вот тогда и возродится город, в котором снова будет интересно жить и работать.

И нужно для этого не так уж много. Нужно просто любить и уважать свой город.

 

 

      

 

       

 

            

 

         

 

         

 

      

 

 Конец первой книги[iv].

 

[вернуться в оглавление]

 

 

 

 

 

         Притча о Старом Городе.  (Окончание)

Старая притча на новый лад.

 

И снёс Филарет дома горожан, что Храм его окружали. Расчистил площадки вокруг него и приукрасил их собственными строениями. Вырубил старые сады и посадил новые. Но только яблок в них не было.

И когда вышел он на крыльцо, чтобы обозреть плоды трудов своих, то не было под ним уже города.

И задумался Филарет.

И понял: не вере служил он, а собственным страстям. Не Бога возвысил над городом, а собственную Гордыню. Хороши не те дороги, что ведут к Храму, а те, что им завершаются…

 

А там – далеко-далеко от места, где когда-то был Старый Город, стояла деревушка. В восточной части её возвышалась гора. И летом местные ребятишки любили бегать туда гурьбой, потому, что только оттуда и можно было протянуть руки к Солнцу.

 

И оттуда пошёл Новый Город.

 

 

__________________________________________________________

Aliaksandr Astanevich

Август-сентябрь. 2009г.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица основных ссылок и переходов:

Внимание!

Здесь приведены только материалы, опубликованные на день последней редакции настоящей страницы.

Для просмотра всех материалов сайта перейдите в "Оглавление сайта". Щёлкните 

Оглавление сайта

Щёлкни по фотографию и уйди на главную страницу!

Но лучше задержись и посмотри то, что ещё не читал и не показывал своим друзьям.

Другие страницы:

Потешная

История:

Задорнов и

задоринки

Послесловие

Задорнов и

Задоринки. Часть II.

Улыбка Джоконды

 

Последний

Выпуск

Главная страница сайта здесь →

Сатирический журнал: "На тему дня"

2009. Главная страница.

Январь

2009г.

Февраль

2009г.

 Мартч. I.

Апрель ч. I.

Май

2009г.

Июнь 2009.

← Издаётся с 1.01. 2009г.

Автор о себе

Фотоальбом. 6 фотографий разных лет автора сайта.

 Март ч. II.

Апрель ч. II.

 Прил. Форд.

Второе полугодие:

Выпуск:

Июль 2009г.

Август 2009г.

Сентябрь

Октябрь

2009г.

Ноябрь

2009г.

Декабрь

2009г.

Новая

книга. →

Альбом "автор о себе". Книга I

Воспоминания автора о себе и времени. Крушение Советской империи.

Приложения:

Летний

фоторепортаж

Сага о Ясене

Новый

Вавилон

Краткий обзор прошлых выпусков:

2009г.

Январь

2009г.

Февраль

2009г.

Март

2009г.

Апрель

2009г.

Май

2009г.

Июнь

2009г.

Новая

книга. →

Я, семья
и город.

Весёлые и поучительные странички для детей и взрослых.

Второе полугодие:

 

Июль

2009г.

Август

2009г.

Сентябрь

2009г.

Октябрь

2009г.

Ноябрь

2009г.

Декабрь

2009г.

готовится →

В стране белых туманов.

Белые пятна нашей истории, забытые странички, гипотезы и многое другое.

Сатирический альманах "Грабли"

Не спи, Василий!

Не спи, Василий! Ч. II

 

 Новые  →

приложения.

Летний

фоторепортаж

Новый

Вавилон

← Новые 

фотоальбомы

готовится →

Город. Быт и экология.

Какими были наши города, какими стали и какими могли бы быть.

Специальный выпуск: Грузия.

Апрельские

туманы.

Кавказ

Арман де

Коленкур

Русский

синдром

 Приложение: Грузия.

 

 

Новая

книга. →

Архитектура. Город. Политика.

Фотоальбомы. Статьи. Фельетоны на затронутые темы.

Отдельные книги и сборники:

Клубу юных сатириков.

Белорусская йога

 Клуб памяти Высоцкого

Презервативы для президента

← Новая

тема

 

 

 

 

 

Семейная библиотека для детей и взрослых:

 Фортуна.

Первомай

 Генри
Форд.

 

← Новая

книга

 

 

 

 

 

Другие публикации:

История:

Булавинская

Россия

Право наций

Фото-

альбом

В гостях у бабушки.

Мир и экология

Детский цикл. Стихи

 

 

Сайт не ставил своей целью кому-то понравиться, но всегда будет рад вашему возвращению.

Наша цель - показать, что альтернатива всегда рядом.

Берегите свои мониторы и до скорых встреч. ↑

Мы работаем в прямом эфире.

Сопутствующие материалы и темы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устал от мрачных мыслей? Отдохни

Ямщик Никольский

Детство золотое.

Т. Мору и С. Есенину

Воробей

Маленькие генералы

Волчий цикл

Литвинка

 

 

Заметки на

полях:

Короткие мысли

Философские мысли

Короткие

истории

Об Иване

Сусанине

Такая

страна

На старые  темы

Чёрный

юмор

 

 

Вернуться в начало страницы

Все услуги сайта бесплатны! Здесь могут быть опубликованы Ваши авторские сочинения и материалы. Условия публикации - на главной странице сайта. 

mailto:Aleksandr-Astanevich@narod.ru .  Свои отклики и пожелания можете направить прямо сейчас

Другие адреса сайта

Aleksandr-Astanevich@yandex.ru

Aleksandr-Astanevich@yandex.ua

Aleksandr-Astanevich@yandex.com

Aleksandr-Astanevich@ya.ru

Aleksandr-Astanevich@narod.ru

Ваша  Почта

 

 

 

 



[i]  Специалистам объяснять не надо, а для непосвящённых надо уточнить. К этому времени уже был печальный опыт на Радошковичском заводе, первым в Союзе, оборудованным французским оборудованием и работающим на нашем сырье по старым советским технологиям. Не всё то золото, что на Западе. К этому надо ещё и собственную голову иметь.    [вернуться]

[ii]  Все события притчи вымышлены. А совпадение имён случайно. Об остальном – судите сами.   [вернуться]

[iii]  Здесь и далее использованы следующие названия улиц:

Богодельническая – современная Комсомольская улица. Раньше Богадельническая, Богоявленская, Фелицианская.

Городской Вал – современная улица Городской вал. Раньше: Урицкого, Захарьевский переулок.

Губернаторская – современная улица Ленина. Раньше: Ленинская, Маркса, Губернаторская, Францисканская.

Дементьевская – сохранилась частично. Современный переулок Фабрициуса.

Загородная – современная улица Короля. Раньше: Обувная, Загородная.

Захарьевская  – современный проспект Независимости. Раньше проспект Франциски Скорины, Ленинский, Сталина. Улицы Советская, Новый Город, Захарьевская, Новый Город и ряд других названий.

Койдановская – современная улица Революционная. Раньше: Койдановская.

Крещенская – современная улица Интернациональная. Раньше: Октябрьская, Крещенская, Валовая (?).

Монастырская – современная улица Кирилла и Мефодия. Раньше: Бакунина, Козьмодемьянская, Монастырская, Бернардинская.

Московская – современная улица Московская. Раньше: Новозахарьевская, Койдановский тракт.

Немига – современная Немига. Раньше входила в состав улиц Максима Богдановича, Максима Горького, до этого: Калинина, Екатерининская, Немигская.

Ново-Московская – современная улица Мясникова. Раньше: Новозахарьевская, Московская, Ново-Московская, Койдановский  тракт (?).

Плавская – современная улица Янки Купалы. Раньше: Пролетарская, Набережная, Полицейская, Троицкая, Плавская.

Победителя – современный проспект Победителей. Раньше: проспект Машерова, Парковая магистраль. До этого – не существовала.

Преображенская – современная улица Интернациональная. Раньше: Октябрьская, Преображенская, Зборовая (?).

Раковская – современная Раковская улица. Раньше: Островская, Раковская.

Серебрянка (район) – современный район улиц Свердлова и Маяковского.

Серпуховская – современная улица Володарского. Раньше: Серпуховская, Лошицкая, Тюремная.

Торговая – современная улица Торговая.

Возможны неточности в наименованиях улиц и последовательности их переименования.

Приношу свои извинения за неудобства, вызванные самовольным переименованием улиц, но писать про историю Минска, пользуясь современными названиями улиц невозможно.  [вернуться]

[iv]  Эти фотографии обошли десятки книг. Более подробно обо всем этом вы можете почитать в книгах:

Шибеко З.В., Шибеко С.Ф. "Страницы жизни дореволюционного города",

Курков И.М. "Минск незнакомый. 1920-1940",

Кириченко В.И. "Минск. История послевоенного обновления. 1944-1952",

Кириченко В.И. "Минск. Исторический портрет города. 1953-1959",

Кириченко В.И. "Минск. Десятилетний путь столицы. 1960-1969",

Полесская Л.П. "Воспоминание о городе",

Габрусь Т., Кулагин А., Чантурия Ю., Ткачёв М. "Утраченная спадчина".

Эти и другие книги о Минске, пока ещё можно найти  на прилавках книжных магазинах. Мне же остаётся принести свои извинения авторам этих книг и государственным архивам, чьи фотоматериалы, я вольно использовал в последней главе фоторепортажа.    [вернуться]

[вернуться в оглавление]

Используются технологии uCoz